Полезные цифровые технологии для инвалидов
Инновации уже давно протянули руку помощи людям с ограниченными возможностями здоровья: нарушением речи, зрения или движения.
В этой статье рассмотрены вспомогательные технологии для инвалидов, которые, например, помогают слабослышащим участвовать в групповых разговорах, а людям с тремором – самостоятельно принимать пищу. Эти полезные приложения и усовершенствованные гаджеты облегчают повседневную жизнь.
1. Dot Watch
Это умные часы со шрифтом Брайля для слабовидящих, которые синхронизируются с телефоном. Гаджет разработан южнокорейским брендом Dot Incorporation и поступил в продажу в 2017 году. Он подаёт тактильную информацию, позволяет выставлять таймер или секундомер и всегда быть на связи с близкими. Каждое текстовое сообщение, которое приходит на смартфон, мгновенно переводится на шрифт Брайля и пересылается в Dot Watch. Когда человек получает звонок, часы вибрируют и отображают имя звонящего.
Схема работы часов проста: рельефно-точечные активные ячейки на корпусе из алюминия выдвигаются мотором, который питает литиевая батарейка (заряда хватает на семь дней). Скорость демонстрации слов или цифр – от 1 до 1 000 итераций в секунду.
Говорят, что в числе первых владельцев умного прибора числится Стиви Уандер.
2. Talkitt
Инновационное мобильное приложение (известное ещё в 2016 году) разработано израильской компанией Voiceitt. Оно предназначено для людей с речевыми и языковыми расстройствами в целях коммуникации. Программа переводит непонятное произношение в разговорную правильную речь, чтобы можно было вникнуть в мысли и слова собеседника.
Примечательно, что программа работает на любом языке: алгоритм машинного обучения сначала анализирует речь пользователя (после просьбы произнести несколько стандартных фраз), создаёт для него личный словарь, а потом начинает распознавать слова, которые выводит аудиодорожкой или текстом (по аналогии с Siri). К сожалению, пока Talkitt существует в стадии бета-тестирования.
3. Open Sesame
Речь идёт о мобильном приложении, которое позволяет перейти на полное управление смартфоном голосом и жестами. Считывая минимальные движения конечностями или головой через фронтальную камеру, оно распознаёт лицо и слова своего хозяина, помогая перемещать курсор, открывать и использовать программы.
Эта разработка из Израиля, придумана ещё шесть лет назад. Одед Бен Дов (разработчик игр) и Гиор Ливни (парализованный инженер-электротехник) – создатели этой технологии для инвалидов. Они работали над сложным программным обеспечением, используя в качестве аппаратной платформы Nexus 5 от Google. Интересно, что первоначальная идея и принцип действия были взяты из геймерской отрасли, где анализ жестов имеет огромную популярность при играх на приставках. Гаджет работает на Android и фиксирует активность на расстоянии 40-60 см.
4. UNI
Уникальный переводчик жестов облегчает общение для людей с проблемами слуха и речи. В устройстве используется большая база данных для быстрого перевода языка рук в аудиоформат. Также технология позволяет воспринимать реплики от собеседника, преобразуя их в текст на экране. Разработчиками проекта выступил Рочестерский технологический институт дизайна и программирования, а также бренд MotionSavvy из Калифорнии.
Сегодня Uni – не просто программа, а ещё и специальный планшет с чехлом. Датчики улавливают, что человек показывает руками в данный момент, а затем перерабатывают это в голосовое сообщение. Для расширенного пользования устройством можно скачать иностранные словари, чтобы общаться за рубежом. К сожалению, пока проект готов не полностью. Работа над ним продолжается, так как программа должна научиться считывать и распознавать различные сленги, диалекты и акценты.
5. Finger Reader
Это удобный инструмент для чтения текста от учёных из Массачусетского технологического института. Устройство создано ради двух целей: с одной стороны, чтобы помочь слабовидящим людям воспринимать текстовую информацию в бумажных или электронных книгах, а с другой – чтобы переводить язык.
Необычный гаджет подсоединяется к компьютерам и смартфонам и носится на пальце, а сделан он был на 3D-принтере. Нужно проводить пальцем по телу текста, строчка за строчкой, и тогда миниатюрная камера просканирует данные и мгновенно озвучит всё, что обнаружит. С помощью вибраций Finger Reader может уведомлять слабовидящих читателей, что они находятся в начале строки или должны перейти на следующую строчку.
6. Be My Eyes
Некоммерческое приложение с буквальным названием «Будь моими глазами» ориентировано на людей с проблемами зрения и призвано избавить их от повседневных хлопот посредством живой видеосвязи. Программа работает по принципу онлайн-общения: нужно указать, являетесь ли вы волонтёром или сами находитесь в поиске помощника. После, зарегистрироваться.
Запросы от слабовидящих людей поступают разные: от обнаружения дорожных знаков до подсказок по выбору товара на полках. Волонтёры получают видеозвонки от пользователей из разных стран и действуют в соответствии с просьбой собеседника. В проекте Be My Eyes зарегистрировано несколько десятков тысяч человек. Программа работает на разных платформах и была сделана датской студией по разработке ПО – Robocat. Создатель этой технологии для инвалидов по зрению Ганс Йорген Виберг, сам является человеком с аналогичными трудностями.
7. AVA
Для замены слуховых аппаратов группа из четырёх студентов (из Беркли и Сан-Франциско) разработала уникальное мобильное приложение. Программа позволяет наладить общение, преобразуя речь в текстовую информацию на экране.
Изобретение под наименованием AVA чутко реагирует на речь человека в реальном времени. Даже при групповых беседах она способна вычленить реплику всех участников и обозначить их фразы на дисплее разным цветом (как в классических чатах современных мессенджеров). Таким образом, с идентификацией собеседников не должно возникать трудностей.
Примечательно, что каждый из создателей программы имеет проблемы со слухом, но природа заболевания у всех своя. Поэтому молодым учёным удалось создать по-настоящему универсальное приложение.
8. Liftware
Это особое устройство-ручка, которое стабилизирует столовые приборы. Она предназначена для нормального процесса питания людей с болезнью Паркинсона. К подобной ручке можно прикрепить насадку – вилку или ложку, чтобы сократить их дрожание на 70% и исключить опасность разлива содержимого. В стартовом комплекте есть зарядное устройство, сам держатель и насадка-ложка, также можно дозаказать чехол для переноски. Посуду из набора моют как обычную, а ручка протирается.
9. Dexteria
Под этим общим названием скрывается целая серия полезных приложений от разработчика Binary Labs. Программы созданы для развития детской моторики и восстановления двигательной функции у людей после инсульта.
Скачивая приложения на любую платформу, можно поначалу принять их за обычные весёлые игры. Но на самом деле предлагается ряд упражнений для тренировки верхних конечностей и развития ловкости, силы и контроля. Каждый зарегистрированный пользователь может также отслеживать свой личный прогресс.
Источник
Как инвалиды могут использовать компьютер
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 февраля 2012 г. № 06-308 “О рекомендациях об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования”
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 ноября 2011 г. № Пр-3516 и протоколом совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова от 8 ноября 2011 г. № АЖ-П12-71пр Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки России направляет рекомендации об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения, в том числе для получения профессионального образования.
Департамент просит представить в срок до 1 июля 2012 г. информацию о принятых и планируемых мерах, обеспечивающих возможность использования детьми-инвалидами и инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения.
Заместитель директора Департамента воспитания и социализации детей | С.В. Вителис |
Рекомендации
об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения, в том числе для получения профессионального образования
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2012 годах в субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по созданию условий для дистанционного образования по образовательным программам общего образования детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения и нуждающихся в обучении на дому (далее — дети-инвалиды). На указанные цели в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1112 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета (далее — субсидии).
Начиная с 2013 года реализация мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в рамках возложенных на них полномочий.
При этом создаваемая в субъекте Российской Федерации система дистанционного обучения детей-инвалидов может быть использована для получения такими детьми не только общего, но также дополнительного образования, профессионального образования.
Средства федерального бюджета, предоставляемые в виде субсидий, поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и расходуются в установленном порядке на реализацию мероприятий, связанных с организацией дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования, в том числе на приобретение компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования (далее — компьютерное оборудование) для оснащения рабочих мест детей-инвалидов.
Указанные средства могут быть также переданы субъектом Российской Федерации в виде субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по организации дистанционного образования детей-инвалидов, либо компьютерное оборудование, приобретенное уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может быть передано в собственность муниципальных образований.
Таким образом, компьютерное оборудование, приобретенное за счет средств субсидий, находится в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
С учетом изложенного установление порядка использования компьютерного оборудования, приобретенного за счет средств субсидий, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления).
Сложившиеся в субъектах Российской Федерации модели организации дистанционного образования детей-инвалидов предполагают передачу компьютерного оборудования в установленном порядке центрам дистанционного образования детей-инвалидов и(или) другим образовательным учреждениям, непосредственно осуществляющим обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, которые, в свою очередь, передают указанное оборудование на договорной основе участникам образовательного процесса.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) вправе предусмотреть в соответствующих законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации (муниципальных правовых актах) порядок передачи указанного компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования, в том числе для использования оборудования при получении начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Компьютерное оборудование может быть передано детям-инвалидам и инвалидам на основании договора с совершеннолетними инвалидами или с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей-инвалидов в безвозмездное пользование (в том числе на определенный срок, например, до завершения обучения в связи с получением профессионального образования, или бессрочно) или в дар, с учетом установленных сроков эксплуатации такого оборудования, при наличии заявления инвалида или родителей (законных представителей) ребенка-инвалида (в случае передачи компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам, поступающим или поступившим в образовательные учреждения профессионального образования, также при наличии документов, подтверждающих их поступление в соответствующее образовательное учреждение).
Статьями 18 и 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены государственные гарантии получения детьми-инвалидами и инвалидами, в том числе начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Согласно статье 19 указанного Федерального закона профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законодательные и(или) нормативные правовые акты, определяющие возможность и порядок предоставления детям-инвалидам и инвалидам компьютерного оборудования, необходимого гражданам этой категории для получения доступа к информационным ресурсам и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе в рамках региональных программ в сфере образования и социальной поддержки инвалидов.
В указанных законодательных и нормативных правовых актах целесообразно также предусмотреть возможность и порядок предоставления детям-инвалидам и инвалидам доступа к сети Интернет без оплаты или на льготных условиях.
Обзор документа
В регионах в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2009-2012 гг. должны быть созданы условия для дистанционного образования детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения. На указанные цели из федерального бюджета выделяются средства. Они расходуются в т. ч. на приобретение компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования для оснащения рабочих мест детей-инвалидов.
Оборудование, приобретенное за счет субсидий, является государственной собственностью. Органы власти субъектов Федерации или местного самоуправления устанавливают порядок его использования. Так, компьютеры могут передаваться центрам дистанционного образования или другим образовательным учреждениям, в которых обучаются дети-инвалиды.
Кроме того, компьютерное оборудование может быть передано детям-инвалидам и инвалидам на основании договора в безвозмездное пользование (в т. ч. на определенный срок, например до завершения обучения, или бессрочно), а также в дар. Для этого необходимо подать заявление и документы, подтверждающие поступление в образовательное учреждение.
Дети-инвалиды могут дистанционно получить не только общее, но также и дополнительное, профессиональное образование. Федеральным законодательством для них установлены госгарантии в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В региональных законодательных и нормативных актах необходимо предусмотреть возможность и порядок предоставления детям-инвалидам и инвалидам доступа к Интернету без оплаты или на льготных условиях.
До 1 июля 2012 г. необходимо представить информацию о принятых и планируемых мерах, обеспечивающих возможность использования детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения.
Источник
Технологии неограниченных возможностей: как гаджеты помогают инвалидам
В последнее время появляется все больше гаджетов, мобильных приложений и всевозможных устройств, призванных облегчить жизнь людям с ограниченными возможностям здоровья. Благодаря технологическим новинкам люди с инвалидностью могут оплачивать коммунальные счета, пользоваться мессенджерами, социальными сетями и даже участвовать в гонках на картингах.
Подопечный благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Александр Суворов – единственный в России тотально слепоглухой профессор и доктор психологических наук. Кроме этого Александр пишет стихи и преподает. Во многом быть активным в творчестве и науке инвалиду помогают современные технологии.
«Благодаря современным технологиям решена проблема информационного обеспечения, что делает меня полноценным и равноправным научным и творческим работником», – рассказал Александр Суворов РИА Новости.
По словам Александра, он пользуется смартфоном, мобильной почтой, мессенджерами и смс-сообщениями. Также у него установлено приложение для социальных сетей. А вот с интернет-сайтами у 65-летнего мужчины пока не складывается.
«Сайты не посещаю, не умею, хотя и пытаюсь», – говорит Александр Суворов.
Среди других помощников мужчины – органайзер с функцией ввода по Брайлю. Устройство позволяет не только читать, но и чувствовать музыку (Александр Васильевич научился «слушать» музыку за счет улавливания вибраций).
«У меня органайзер, в котором я читаю и пишу, а также слушаю через него музыку, подключая громкие колонки», – рассказал Александр.
Другой подопечный благотворительного фонда «Со-единение», студент Артем Абрамов, рассказывает, что современные технологии приносят огромную пользу. По его словам, слепоглухой человек, использующий смартфон, может совершить множество действий, которые еще несколько лет назад были просто недоступны.
«Можно дойти до магазина при помощи навигационных программ, совершить любую операцию с банковскими приложениями, определить какого достоинства купюра в руках, найти любую информацию в всемирной паутине, написать сообщение через мессенджер в любую точку мира», – отмечает Артем.
Молодой человек уточняет, что он пользуется смартфоном с программой экранного доступа (такие программы позволяют людям с ослабленным зрением считывать информацию с экрана компьютера с помощью тактильного или речевого управления).
«Что касается времени за смартфоном, я могу сказать, что я его использую постоянно, это и банковские программы, и программа для определения купюр, и навигация, и программы для учебы, «Консультант» и «Гарант». Социальные сети я посещаю редко, один-два раза в день, по 5–15 минут и то больше для просмотра новостной ленты, для общения я использую мессенджеры», – сообщил Абрамов.
Смартфонам все возрасты покорны
Как рассказывает президент благотворительного фонда «Со-единение» Дмитрий Поликанов, многие их подопечные используют гаджеты и другие современные технологии. Изобретения последних лет позволяют компенсировать утраченные функции организма, обеспечить общение с внешним миром, а также решать простые для зрячеслышащего, но сложные для слепоглухого бытовые задачи.
«Спектр технологий очень велик: от глазных имплантов и генетической терапии до интернета вещей и особых гаджетов для людей с сенсорными нарушениями. Грубо говоря, для нас чайник с автоматическим отключением после кипения – это что-то само собой разумеющееся. Для слепоглухого – это один из немногих легких способов вскипятить воду и быть уверенным, что она вскипела», – рассказал Дмитрий Поликанов.
Наиболее популярными программами у подопечных фонда, по словам Дмитрия, являются мессенджеры, социальные сети, приложения для оплаты счетов за коммунальные услуги и по распознаванию купюр.
«Стоит навести его на банкноту, и оно сообщает ее номинал голосом, текстом или может вывести на брайлевский дисплей», – уточняет Дмитрий Поликанов.
Но сказать, что инвалиды поголовно пользуются этими приложениями, нельзя. Значительная масса слепоглухих людей старше 60 лет, поэтому работе с такими программами их нужно обучать.
«Пожилым людям с инвалидностью, конечно, тяжелее в освоении новинок – они более консервативны. Но у нас есть «Полигон» – специальное пространство, где можно пройти тест-драйв устройств, посмотреть, как они работают, перед тем как приобретать. У «Полигона» есть виртуальное измерение – специальный сайт, где выложена информация о разных гаджетах, инструкции по пользованию ими, комментарии покупателей», – рассказал Дмитрий Поликанов.
Кроме того, работники фонда периодически выезжают в регионы и проводят там занятия по знакомству с компьютерными технологиями для местных инвалидов. Также в Москве, Тюменской и Новосибирской областях организованы специальные курсы по обучению слепоглухих компьютерным навыкам, где им заодно рассказывают и про приложения, и про правила пользования смартфонами.
«В этом году летом мы хотим сделать семинар для специалистов по работе со слепыми из регионов, объяснить им особенности обучения слепоглухих и правила пользования брайлевским дисплеем «ЭльБрайль» и таким образом получить широкую сетку специалистов на местах, которые тоже могут помогать нашим подопечным осваивать компьютер и другие вещи», – отметил Дмитрий Поликанов.
Еще в фонде постоянно проводят испытания всевозможных устройств. Это могут быть и уже готовые устройства, выходящие на рынок, и новые разработки, когда изобретателям важно быстро получить обратную связь для внесения изменений в технологию.
«Разброс очень широкий: от приспособлений для голосования на выборах до коммуникационных перчаток, позволяющих комбинацией пальцев передавать сообщения на телефон или компьютер и принимать их через вибрационные сигналы», – говорит Дмитрий Поликанов.
Если смартфоны и приложения относительно доступны для инвалидов, то с более технологичным оборудованием все обстоит сложнее. Главное препятствие распространения таких устройств – высокая цена.
Рынок потребителей таких технологий и устройств не очень большой, что сказывается на стоимости.
«Большинство пользуется тем, что закупает государство, а это стандартный набор простых и совсем не высокотехнологичных вещей: обычно самые дешевые слуховые аппараты, трости и т.п. Пожалуй, исключением стали брайлевские дисплеи для слепоглухих, включения которых мы добились с 2018 года – тут им предлагаются последние разработки, которые есть на рынке, тот же отечественный «ЭльБрайль» (у которого, кстати, хороший экспортный потенциал)», – отмечает президент благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».
Социализация через гонки
Директор фонда содействия интеграции инвалидов «Активная жизнь», член рабочей группы по делам инвалидов при президенте РФ Дарья Кузнецова уверена, что современные технологии не просто помогают инвалидам выполнять какие-то действия, но и влияют на социализацию, придают им уверенность в себе и своих силах.
«Например, голосовой конструктор помогает человеку изъясниться, адаптированный сайт помогает воспользоваться банковской или другой услугой и человек от этого чувствует, что он в общем-то ничем не отличается от остальных», – рассказала Дарья Кузнецова корреспонденту РИА Новости в ходе конференции «Универсальный дизайн. Как обслуживать клиентов с инвалидностью и увеличить лояльную аудиторию».
Помочь в такой социализации, в частности, призван проект фонда «Картинг без границ». Благодаря технологическому решению, управлять картами и участвовать в соревнованиях могут инвалиды-колясочники. Карты управляются не педалями, а специальными рычагами.
«Благодаря картам на ручном управлении мы проводим настоящие мотосоревнования для людей с инвалидностью, и это позволяет им благодаря этим технологическим усовершенствованиям почувствовать себя на равных, почувствовать себя активными людьми, испытать для кого-то даже впервые в жизни экстрим, экстремальные виды спорта. А с другой стороны, этим проектом мы показываем обществу, что на самом деле мы можем быть ближе друг к другу», – сообщила Дарья Кузнецова.
Пока в России таких оборудованных для колясочников карта всего три. Но, по словам Дарьи Кузнецовой, проект активно развивается, поэтому в будущем все больше колясочников смогут получить возможность попробовать себя в экстремальном автоспорте.
Вперед в будущее
Если сейчас технологии способны значительно облегчить жизнь инвалидам, то в будущем изобретения, вероятно, смогут помочь людям с ограниченными возможностями вести абсолютно полноценную жизнь. Директор благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов среди наиболее перспективных разработок называет появление кортикального импланта, способного восстановить зрение. Сейчас опытные образцы проходят клинические испытания.
Если эта технология будет доработана до коммерческого продукта с адекватной стоимостью, то она, по словам Дмитрия, станет настоящим прорывом для всех слепых людей в мире.
Для такого импланта совершенно неважно, в каком состоянии у человека находится глаз, он позволяет видеть мозгом. Подобная киборгизация на самом деле приведет к тому, что слепота перестанет быть проблемой, осложняющей жизнь человека», – сказал Дмитрий Поликанов.
В свою очередь Дарья Кузнецова отмечает, что большой потенциал есть и у экзоскелетов. Это роботизированное и моторизированое устройство, которое позволяет человеку, утратившему способность ходить, снова обрести подвижность.
«Сейчас это немножечко тяжеловесное и недостаточно быстрое устройство, но тем не менее оно помогает человеку психологически понимать, что он может ходить», – отметила Дарья Кузнецова.
В будущем с переходом на карбоновые материалы и на более совершенные системы управления большое количество людей, которые сейчас сидят в инвалидной коляске, благодаря экзоскелетам смогут ходить.
«Я считаю, что это одна из прорывных технологий, которая есть уже сейчас, которой осталось только провести техническую доработку. Как раньше мы пользовались громоздкими мобильными телефонами, а сейчас в маленьком смартфоне – весь мир. Так и в реабилитации, мы надеемся, что экзоскелеты станут более дешевыми, легкими, мобильными и доступными», – рассказала Кузнецова.
Для инвалидов гаджеты и другие технологичные изобретения не модный, современный аксессуар, а жизненная необходимость. Прогресс значительно расширяет возможности таких людей, делая их практически безграничными.
Источник
Интернет для людей с ограниченными возможностями
Сила Веба в его универсальности. Он должен быть доступен для всех, независимо от их возможностей.
Еще создатель Всемирной паутины, Тим Бернерс-Ли, полагал общедоступность одним из ключевых ее аспектов. Не важно, какую технику или программное обеспечение используют люди, не важно, на каком языке они разговаривают и где живут, не важны их физические и умственные способности – Интернет должен быть доступен для всех.
И действительно, Интернет значительно изменил жизнь многих людей с ограниченными возможностями, устранив барьеры, с которыми таким людям приходилось сталкиваться в физическом мире. Учеба, общение, покупки и многое другое с распространением Интернета стало намного доступнее для всех.
Если на сайте слишком мелкий шрифт, его не смогут прочитать люди с плохим зрением; отсутствие подписей для изображений сделает информацию на сайте недоступной для незрячих людей, которые пользуются скрин-ридерами – приложениями, озвучивающими текст на экране; если для аудиофайлов на сайте отсутствуют транскрипты, они будут недоступны для глухих и слабослышащих людей; если на графике нет подписей, человек, который не различает цвета, не сможет его понять – этот список можно продолжать еще долго.
В то же время доступ к информации и коммуникационным технологиям, включая Интернет, считается ООН одним из основных прав человека.
Идея о доступности
В 1999 году Консорциум Всемирной паутины (англ. World Wide Web Consortium, W3C), занимающийся разработкой единых принципов и стандартов для Интернета, выпустил список рекомендаций WCAG 1.0 (Web Content Accessibility Guidelines), направленный на обеспечение доступности ресурсов Всемирной паутины для людей с ограниченными физическими возможностями.
В 2008 году вышла вторая версия рекомендаций, WCAG 2.0, которые, как считает Дмитрий Васильев, опубликовавший на Хабрахабре вольный перевод всех двенадцати положений WCAG 2.0, «при ближайшем рассмотрении банально совпадают с правилами хорошего тона, рекомендациями для адаптации сайтов под мобильные устройства, да и просто не так уж и сложны в реализации».
Но если все на самом деле не очень сложно, то почему у нас до сих пор нет доступного Интернета? Почему так мало сайтов адаптированы таким образом, чтобы ими могли пользоваться люди с ограниченными возможностями?
По мнению Энн Гибсон, написавшей о доступности Интернета статью «Reframing Accessibility for the Web», проблема заключается не в технологиях, а в том, как мы воспринимаем людей с ограниченными возможностями.
До тех пор, пока мы будем считать, что доступный Интернет – это Интернет, которым могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, доступность Интернета так и останется на периферии наших приоритетов. Нам необходимо изменить свое восприятие доступности и проектировать Интернет, которым могут пользоваться не люди с ограниченными возможностями, а просто люди — все люди.
Нормальность, эйблизм и «они»
Почти у всех нас есть стереотипы о людях с ограниченными возможностями (если мы думаем, что таких стереотипов у нас нет, то, скорее всего, мы их просто не замечаем), но проблема даже не в самих стереотипах, а в том, что очень часто они негативны и являются признаками эйблизма (англ. ableism): убеждений, согласно которым люди с ограниченными физическими или когнитивными возможностями хуже, чем «нормальные» люди.
Леннард Дэвис, ученый, занимающийся исследованиями инвалидности, в своей книге «Bending Over Backwards» пишет о том, что до XIX века в западной культуре концепция «идеального» была царствующей парадигмой в отношении всех, поэтому все были хуже, чем идеал.
Появление же понятия «нормальности» создало императив быть нормальным и, вместе с нормальным распределением, создало представление об отклонении от нормы, которым является все, не попадающее в пик кривой нормального распределения.
Знакомое многим нормальное распределение:
Пример графика нормального распределения – стандартные значения, как обычно, попадают в самую широкую часть графика
Категория «нормальности» вызывает разделение на тех, кто является «нормальным», и тех, кто «нормальным» не является, – разделение на «мы» и «они» и, как следствие, аутгрупповую гомогенность.
Эффект аутгрупповой гомогенности проявляется в том, что мы склонны видеть членов своей группы как разнообразных индивидов, а члены чужой группы кажутся нам похожими друг на друга. В результате мы представляем себе людей с ограниченными возможностями очень типическим образом – слепые с белой тростью, глухие со слуховыми аппаратами, люди на инвалидных колясках.
Что, безусловно, является сильным упрощением. Энн Гибсон смогла насчитать как минимум 26 различных ситуаций, когда возможности людей ограничены и у них возникает потребность в доступном Интернете:
- «В» упал и сломал пальцы – теперь для навигации в Интернете он может использовать только левую руку и клавиатуру;
- у «I» эпилепсия, которая иногда вызывается яркими контрастными цветами, «I» нужно с осторожностью посещать сайты с ярким дизайном;
- «K» в 60-е служил на плавучем маяке и, как это случается со многими, стал плохо слышать на одно ухо – он поворачивает голову в сторону звука на компьютере, но так ему сложно видеть экран;
- технически у «Z» нет никакой ограниченности, но у него есть близнецы, которым по одному году, – он сидит с ними дома и ему везет, если, когда он держит кого-то из них на одной руке, у него остается хотя бы один свободный палец на другой руке для навигации по iPad или включения Siri.
Такие ситуации могут быть самыми разными – незаметными окружающим, нетипичными, носить временный или постоянный характер. Более того, каждый из нас в любой момент может сам стать человеком, чьи возможности ограничены.
Поэтому Гибсон предлагает по-другому посмотреть на ограниченность – не как на характеристику, а как на спектр, на котором, хотя и в разных его частях, находимся мы все.
Если мы примем то, что все являемся людьми с ограниченными в той или иной степени возможностями (даже если не считаем, что ношение очков делает нас такими), то мы не будем разделять людей на «нормальных» и «ограниченных» и начнем воспринимать других как часть нашей собственной разнообразной группы — и относиться к ним соответственно.
Отношение и ресурсы
Одна из основных проблем, мешающих проектированию доступного Интернета, – ограниченность ресурсов для этого. Если в дизайне сайта есть что-то, делающее его недоступным, то у людей, занимающихся бюджетом, как правило, возникает вопрос о том, насколько это важно – так ли уж много слепых людей будут заходить на сайт?
И конечно, почти всегда «их» оказывается недостаточно для того, чтобы трата ресурсов на доработку сайта показалась оправданной. Будем честны – когда мы решаем потратить деньги, например, на продвижение сайта, а не на то, чтобы сделать его доступным для людей с ограниченными возможностями, мы демонстрируем эйблизм.
Все пользователи сайта – это люди, которые заходят на него примерно за одним и тем же, будь это чтение статьи, просмотр видео или совершение какой-либо покупки. И все люди заслуживают одинакового к ним отношения. В конце концов, как пишет Гибсон, «это не наше дело, как кто-то хочет использовать наш сайт – без клавиатуры или без мыши, с помощью скрин-ридера или Брайля». Сайт просто должен работать.
Матрица доступности, персонажи и контент
Но как убедиться в том, что сайт доступен для всех? Гибсон предлагает использовать для этого метод тестовой матрицы, которая объединяет в себе все возможные сценарии и позволяет проверить, реализуются ли они.
Для того чтобы построить матрицу, нужно:
- создать список устройств ввода для компьютера;
- создать список устройств вывода для компьютера;
- создать матрицу этих устройств в удобном для вас формате электронной таблицы.
Матрица доступности
- Определить вероятность того, что каждая из комбинаций в матрице существует (но помните, что это не список того, что ваша аудитория использует, это список того, что существует).
- Постарайтесь также внести в ваше тестирование как можно больше дополнительных элементов — разные операционные системы, браузеры и разрешение мониторов.
- Проведите тестирование сайта и определите, что работает, что не работает, а что не применимо в данном случае. Внесите результаты в таблицу.
Например, для статьи, содержащей видео, у Гибсон получился такой результат:
Матрица доступности
Другим методом тестирования может быть создание персонажа – метод, который часто используется в дизайне, ориентированном на пользователей, и маркетинге.
Для этого метода вам понадобится придумать в максимальных подробностях какого-либо персонажа, который будет вашим пользователем, – сколько ему лет, кто он, чем он занимается, в чем выражается ограниченность его возможностей, какие у него потребности и как он пользуется вашим сайтом.
Придуманные персонажи не только дают «человеческие» сценарии поведения пользователей, но и делают более трудным исключение из тестирования каких-либо аспектов доступности сайта. Например, если у нашего персонажа проблемы со зрением и он читает тексты с планшета с сильно увеличенным шрифтом, то нам будет сложно проигнорировать текстирование такого варианта использования сайта.
Наконец, последним этапом может быть проверка того, как ваш контент работает в разных форматах и на разных устройствах. Например, если текст не очень понятен, когда он озвучивается, вероятно, он не очень понятен, даже если его читать, и его следует переписать.
Создание доступных сайтов – процесс намного более сложный, чем просто создание сайтов. Использование матрицы доступности и персонажей позволит избежать «туннельного зрения», при котором учитываются только самые очевидные сценарии того, как пользователи будут работать с сайтом.
Доступность же сама по себе должна заключаться не в том, кто может использовать Интернет, а в том, что его могут использовать все. Сайт либо работает на тех устройствах ввода и вывода, которыми пользуются люди, либо нет.
И только когда мы будем проектировать Интернет таким образом, что каждый человек, независимо от его возможностей и технологий, которые он использует, сможет работать с ним, у нас будет шанс построить действительно доступный Интернет.
Источник
Как инвалиды могут использовать компьютер
В последние годы вопросам социальной адаптации людей с ограниченными возможностями в нашей стране стали уделять больше внимания. Государство вплотную приступило к решению проблем этой категории граждан. Одной из важнейших задач является предоставление таким людям возможности получения полноценного качественного образования. И основная роль здесь отводится ИТ. Смогут ли они облегчить жизнь инвалидам?
В повседневной жизни мы часто не задумываемся о том, как живут люди с ограниченными возможностями, с какими проблемами им приходится сталкиваться. И дело здесь не столько в душевной черствости, сколько в том, что точек соприкосновения инвалидов с обществом (а именно их обычно относят к категории лиц с ограниченными возможностями) крайне мало. Зачастую мир таких людей сужается до размеров квартиры, где они живут, а круг общения ограничивается лишь самыми близкими родственниками. До недавнего времени едва ли не единственным "окном в большой мир" для таких граждан оставались телевидение или радио. Однако эти средства коммуникаций являются, в первую очередь, информационными и не удовлетворяют потребностей инвалидов в общении, не позволяют им жить активной жизнью.
ИКТ и образование людей с ограниченными возможностями
С развитием и распространением интернета ситуация начала меняться в лучшую сторону: существенно расширился информационный поток, увеличилось количество доступных ресурсов, но самое главное — появился канал обратной связи с окружающим миром, который дал людям с ограниченными возможностями шанс реализовать свой потенциал. Появление интернета не только позволило им более активно общаться, но и открыло новые возможности как для получения образования, так и для применения знаний на практике.
На сегодняшний день качественное образование является одним из важнейших факторов, определяющих жизненный успех. Для людей с ограниченными возможностями получение полноценного образования также играет большую роль. Для многих из них это единственный шанс найти интересную работу, жить полноценной жизнью. Причем вопросы получения образования одинаково важны и для тех, кто является инвалидом с детства, и для тех, кого беда настигла уже во взрослом возрасте. Ведь большинству из них приходится полностью менять род своей деятельности, а, следовательно, переучиваться.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы записано, что одним из социальных эффектов ее реализации должно стать "расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями", а именно "увеличение количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование". На практике это означает, что необходимо создавать условия для его получения.
В настоящее время лишь небольшая часть инвалидов может реализовать это конституционное право. В частности, в подмосковном Подольске в местном отделении Всероссийского общества инвалидов зарегистрировано более двух тысяч человек, из которых учатся в вузах лишь пятеро, в том числе два инвалида-колясочника. В масштабах всей страны проблема приобретает грандиозный размах. Ведь, по данным Росстата, в России ежегодно впервые признается инвалидами около 1,5 млн человек или каждый сотый россиянин. При этом около 20% из них — дети. По официальным сведениям, в 2005 году не могли посещать школу около 200 тыс детей-инвалидов. Всего же, по данным, приведенным в федеральной целевой программе "Дети России", в Российской Федерации из 29 млн детей инвалидами является 587 тыс.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" государство реализует ряд проектов на базе ИКТ, призванных улучшить положение людей с ограниченными возможностями. В частности, в 2006 году заключен государственный контракт на разработку программного, медико-профессионального реабилитационного комплекса речевого управления интерфейсом компьютерных систем для инвалидов с детским церебральным параличом (ДЦП). Также запланирована поставка аппаратно-программных комплексов и специализированного оборудования для детей с ограниченными возможностями. Сформированы профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования с применением новых технологий обучения.
Образование с доставкой на дом
Для лиц с ограниченными возможностями часто единственным шансом получить образование является система дистанционного обучения. Подобные услуги как для детей, так и для взрослых предлагают многие учебные заведения, имеющие как коммерческую, так и социальную направленность.
В Москве, например, действует i-Школа, которая позиционируется как "школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов". Она была открыта в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов", который реализует департамент образования города Москвы. Сейчас там обучается более 1 тысячи учащихся с 1 по 11 класс. Им предлагаются более 100 курсов по различным предметным направлениям, построенным как по программам общеобразовательной школы, так и по методикам предпрофессиональной подготовки. Ученики могут самостоятельно выбирать форму, содержание и темп обучения. По окончании учащиеся получают аттестаты государственного образца.
Среди социальных инициатив школ дистанционного обучения стоит отметить проект "Школа для всех", который уже второй год реализует интернет-школа "Просвещение.ru" ("Телешкола"). Его целевую аудиторию составляют лица, находящиеся в местах лишения свободы, которые, хоть и не являются инвалидами, но также относятся к людям с ограниченными возможностями. В рамках проекта они могут пройти обучение по программам 10-го и 11-го класса средней школы в дистанционном режиме. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством, заключенным должна быть предоставлена возможность получить общее образование. Однако школы присуствуют далеко не во всех колониях, а там, где они есть, наблюдается острая нехватка учителей, учебников и школьных пособий. К тому же, в соответствии с требованиями режима, там не могут проводиться лабораторные работы. Дистанционное образование снимает эти ограничения. Сегодня в проекте участвуют Покровская колония общего режима для взрослых и Судогодская исправительно-воспитательная колония для несовершеннолетних. Ведут уроки и проверяют задания московские учителя. К сожалению, единственным спонсором, который откликнулся на проект, стал американский Благотворительный фонд информатизации. Сами же исправительные учреждения не могут выделить средств на дистанционное обучение и компьютерную технику.
Техника для техники
К сожалению, для того, чтобы помочь многим людям с ограниченными возможностями, одного дистанционного образования недостаточно. Зачастую инвалиды в силу своих заболеваний просто не могут пользоваться компьютером без специальных приспособлений.
В частности, слепые и слабовидящие люди, в отличие от обычных людей, не могут получать визуальную информацию с экрана монитора. В помощь им предлагаются различные аппаратные или программные средства. Прежде всего, это программы чтения, которые произносят текст, находящийся на экране. При этом пользователь перемещается по меню, диалоговым окнам, полям редактирования и т.д. при помощи стандартной клавиатуры, используя специальные сочетания клавиш. Кстати, программы чтения экрана могут помочь не только людям с проблемами зрения, но и пользователям с дислексией (неспособностью к чтению) или с трудностями обучения.
Многие инвалиды по зрению также используют так называемый брайлевский дисплей — специальное устройство, которое помещается перед пользователем и представляет информацию с экрана в тактильном (осязаемом) виде. Кроме того, на рынке существуют электронные записные книжки, в которые встроены брайлевские дисплеи с кнопками маршрутизации курсора.
Брайлевская клавиатура
Источник: компания "ЭлекЖест"
Слабовидящим людям может пригодиться программа чтения экрана с увеличением, а также автономное телевизионное устройство, которое увеличивает мелкий типографский текст до необходимых размеров, отображая его на специальном экране.
Устройство для чтения текстов
Источник: компания "ЭлекЖест"
Люди с ослабленным зрением для работы на компьютере могут использовать специальные клавиатуры, размер клавиш на которых больше, чем на стандартных устройствах, а символы, изображенные на кнопках, не только крупнее обычных, но и выполнены методом рельефного гравирования.
Специальные клавиатуры с большими кнопками используются при работе на компьютере и людьми с ограниченной подвижностью рук. Существуют сенсорные модели, которые реагируют не на нажатие клавиши, а на прикосновение. Полезны также выносные компьютерные кнопки, с помощью которых удобно выполнять часто используемые команды, специальные джойстики (аналоги компьютерной мыши), роллеры (трекбол с кнопками). Кроме того, выпускаются ножные и головные компьютерные мыши, управляемые, соответственно, ногой или движением головы.
В наиболее тяжелом положении находятся те, кто вследствие травмы шейного отдела позвоночника или по другим причинам полностью лишился возможности двигаться. По данным ряда общественных организаций, в мире насчитывается около 750 тыс полностью парализованных людей. В повседневной жизни они сталкиваются с такими трудностями, о которых здоровые даже не догадываются. Даже включение и выключение света превращается для них в неразрешимую задачу, не говоря уже о работе на компьютере. Очень часто эти люди впадают в глубокую депрессию из-за отсутствия перспектив в жизни.
Однако и здесь забрезжил свет в конце тоннеля. Недавно компания Gravitonus, созданная россиянами и зарегистрированная в США, разработала аппаратно-программный комплекс Alternative Computer Control System (ACCS), позволяющий людям, потерявшим возможность двигаться, управлять компьютером, любой бытовой электроникой, совершать звонки по телефону и отвечать на них.
Основу аппаратной части составляет "таблетка", которая помещается в рот пациента и обеспечивает управление только при помощи языка. По данным производителя, с ее помощью возможно отдать до 19 различных команд, содержательная часть которых может быть запрограммирована. В комплект также входит приспособление, которое по голосовой команде пользователя перемещает "таблетку" в область его рта. Кроме того, Gravitonus создал рабочую станцию, которая обеспечивает удобство работы за компьютером. По данным производителя, футуристический дизайн станции продиктован не веяниями моды, а требованиями к функциональности и эргономичности. Основой станции является эргономичное кресло, оснащенное устройствами перемещения в пространстве. В комплект также входят компьютер, до трех мониторов и оборудование для воспроизведения звука. Вся конструкция настраивается под конкретного человека и, как утверждается, обеспечивает максимальное удобство в работе.
Рабочая станция Gravitonus
Специализированное программное обеспечение ACCS Toolkit (эргономичная экранная клавиатура, драйверы и т.п.) разрабатывалось совместно с компанией Microsoft. Оно автоматически стартует при загрузке компьютера и позволяет получить доступ ко многим функциям за минимальное число команд и в соответствии с требованиями эргономики.
О масштабах спроса на подобные устройства говорит тот факт, что по данным производителя, объем мирового рынка систем альтернативного управления компьютером составляет около 3 млрд. долларов США.
Несмотря на то, что сейчас в нашей стране инвалидам доступны услуги дистанционного обучения, а также специальные устройства, помогающие освоить компьютер, одной из проблем остается недостаток квалифицированных педагогических кадров в сфере обучения людей с ограниченными возможностями. В рамках национального проекта "Образование", а также ряда других программ и проектов предусмотрено проведение специальных мероприятий по повышению квалификации преподавателей, работающих с инвалидами.
Так, в частности, в Тамбове на базе Тамбовского Государственного университета с 10 по 12 октября 2006 года состоялся семинар: "Повышение квалификации специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами на базе высших учебных заведений". На нем обсуждались вопросы, касающиеся интеграции детей-инвалидов "во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе — в сферу профессиональной деятельности". При этом отмечалось, что для решения данного вопроса в первую очередь необходимо построить систему непрерывного профессионального образования людей с ограниченными возможностями.
Не оставил без внимания вопросы применения информационных технологий в обучении инвалидов и Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО). В 2005 году ИИТО ЮНЕСКО завершил разработку образовательной программы повышения квалификации педагогических кадров, включающей учебные курсы по различным вопросам использования ИКТ в образовании. Среди предлагаемых курсов есть и курс по применению "ИКТ в образовании людей с особыми потребностями". В рамках специальной программы 20 апреля 2007 г. в Москве ИИТО ЮНЕСКО организовал практический семинар "Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании людей с особыми потребностями".
Считается, что уровень развития любой страны определяется не только экономическими показателями, но и отношением к социально незащищенным группам населения, куда входят и люди с ограниченными возможностями. Реализации такими людьми своего права на образование позволит многим из них быть полноценными членами общества и в итоге повысит уровень их социальной защищенности.
Источник