Презентация по информатике на тему Информационные процессы в компьютере

Презентация по информатике на тему «Информационные процессы в компьютере»

Информационные процессы в компьютере

Информационные процессы в компьютере

Компьютер – автоматическое, программно-управляемое устройство для работы с информацией; В состав компьютера входят: устройства памяти, процессор, устройства ввода/вывода; В 1946 году сформулированы основные принципы устройства ЭВМ — фон-неймановская архитектура; ПК представляет собой единство аппаратуры и программного обеспечения.

История развития ЭВМ делится на поколения. Переход от одного поколения к другому связан со сменой элементарной базы, с изменением архитектуры ЭВМ, с развитием основных технических характеристик, с изменением областей применения и способов эксплуатации

Под архитектурой ЭВМ понимаются наиболее общие принципы построения компьютера, реализующие программное управление его работой и взаимодействие основных функциональных узлов

Однопроцессорная архитектура ЭВМ ЭВМ первого поколения(1950-е годы) – элементарной базой были электронные лампы ЭВМ второго поколения(1960-е годы) –полупроводниковые элементы

Процессор управляет работой всех устройств ПРОЦЕССОР ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ ВНУТРЕННЯЯ ПАМЯТЬ УСТРОЙСТВО ВЫВОДА УСТРОЙСТВО ВВОДА

Процессор , отдав команду внешнему устройству, ожидает завершения ее выполнения. Быстродействие ЭВМ с такой архитектурой находилось в пределах 10-20 тысяч операций в секунду

Использование периферийных процессоров Периферийные процессоры управляли устройствами ввода/вывода и внешней памяти. Быстродействие ЭВМ с такой архитектурой находилось в пределах 1-3 млн. операций в секунду ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ ВНУТРЕННЯЯ ПАМЯТЬ УСТРОЙСТВО ВЫВОДА УСТРОЙСТВО ВВОДА

ЭВМ третьего поколения (1970-80-е годы) Созданы на базе интегральных схем. Мультипрограммный режим работы: использовалась архитектура с одним центральным процессором и периферийными процессорами внешних устройств. Быстродействие до 10 млн. операций в секунду

Операционная система (ос) Для разделения ресурсов ЭВМ между несколькими программами потребовалось создание специального программного обеспечения. Задача ОС в том, чтобы разные программы, выполняемые одновременно «не мешали» друг другу.

Четвертое поколение ЭВМ (с 1970-х) Появление ПК связано с созданием микропроцессоров

Архитектура персонального компьютера (пк)

достоинства Возможность подключения к компьютеру новых устройств или замена старых на более современные устройства Открытая архитектура ПК – предусматривает модульное построение компьютера с возможностью добавления и замены отдельных устройств

2005 год – создание первого двухъядерного микропроцессора Каждое ядро выполняет функции центрального процессора.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Корнилова Ирина Алексеевна
  • Написать
  • 5647
  • 13.04.2016

Номер материала: ДБ-029961

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Роспотребнадзор разработал рекомендации по организации питания в школах

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

  • Курсы «Инфоурок»
  • Онлайн-занятия с репетиторами на IU.RU

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Быстрое базовое знакомство с устройством компьютера

Компьютер. Как много в этом слове! Из чего же состоит компьютер? Какие устройства образуют компьютер? Какие функции выполняют основные устройства компьютера?

На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить в данной заметке. Заметка будет банальной для большинства читателей, но все же эта информация должна присутствовать на проекте pc-assitent.ru

Основные устройства компьютера

Устройства обычного, настольного ПК условно можно разделить на внешние и внутренние. Внешние устройства как правило обеспечивают связь пользователя с системой, а также управление ею. Внутренние устройства обеспечивают производительность системы, её работоспособность и составляют аппаратную часть ПК. Как правило внутри системный блок выглядит как на картинке ниже:

Внешние (периферийные) устройства компьютера

Рассмотрим только основные внешние устройства компьютера, так как если перечислять все, то чернила закончатся 🙂 Внешние устройства персонального компьютера еще называют периферийными устройствами. Это устройства которые обеспечивают связь компьютера с пользователем, объектами управления либо с другим компьютером, то есть с окружающей средой. Внешние устройства делят на устройства Ввода и Вывода.

Устройства Ввода

Клавиатура. Пожалуй самое главное (во всяком случае на момент написания заметки :)) периферийное устройство Ввода информации в ПК. Клавиатура (в народе еще кличут «Клава») — это набор кнопок (клавиш), которые расположены в определенном порядке. На кнопках изображены буквы, цифры и различные знаки. Также на клавиатуре могут быть установлены дополнительные клавиши для различных действий.

Компьютерная мышь. Устройство Ввода получившее распространение с появление графического интерфейса на ПК. С помощью мышки (кнопок и колесика) можно отдавать различные команды компьютеру и управлять курсором на мониторе. При перемещении компьютерной мышки на горизонтальном столе курсор на мониторе также передвигается (по правилам координатной плоскости). Мышку также называют координатным устройством ввода.
Устройств ввода много. Мы рассмотрели два основных. Кроме них к устройствам ввода можно отнести: сканер, сенсорный экран, микрофон, веб-камеру и т.д.

Устройства вывода

Монитор. Это экран, на который с помощью видеосигнала выводится информация. Видеосигнал формирует электронное внутреннее устройство вывода, которое называется видеокартой. О ней мы еще поговорим чуть ниже.

Принтер. Слово принтер произошло от англ. Printer, Print — печатать. Он предназначен для преобразования цифровой информации хранящейся на компьютере в аналоговую, доступную для нашего с вами понимания, а также для её вывода (распечатывания) в виде текста, рисунка или графики, на твердый физический носитель (бумага).

Акустическая система. Говоря по простому — это звуковые колонки, которые предназначены для вывода звуковой информации. Звуковая карта преобразует цифровую информацию хранящуюся на компьютере в звук и выводит его через акустическую систему. Устройств вывода также много и перечислять их всех нет смысла. Основные из них мы с вами рассмотрели. Поэтому, давайте уже от периферийных (внешних) устройств ПК перейдем к внутренним.

Внутренние устройства компьютера

Материнская плата — основа любого компьютера. В народе её ещё называют материнкой, мамкой, мать. Материнка это как фундамент дома, на котором уже строится все остальное. Также и в системном блоке. Материнская плата представляет собой печатную плату, на которой содержатся слоты, разъемы. В эти разъемы устанавливаются различные компоненты компьютера (внутренние и периферийные).

Процессор — это сердце компьютера. Его еще называют ЦП (центральный процессор), CPU, проц. От его мощности зависит быстродействие компьютера.

Чем мощнее проц, тем больше возможностей у компьютера. Процессор крепится в специальный разъем на материнской плате. Его еще называют socket. Есть несколько видов разъемов для ЦП. С каждым годом их становится все больше и они совершенствуются. Нельзя установить процессор в материнскую плату если их socket не подходит друг к другу. Например в материнскую плату с сокетом LGA 1150 можно установить только процессоры от Intel. Для AMD необходима материнка например с сокетом AM3+.

Читайте также:  10 отъявленных мерзавцев которых ненавидит весь интернет

Видеокарта. Её также еще называют графический адаптер, видеоадаптер, графический процессор, GPU.

Это одно из основных внутренних устройств ПК, которое определяет скорость обработки графической и видеоинформации. В некоторых материнках бывает свой встроенный видеоадаптер. Он маломощен и поэтому его хватает лишь на просмотр картинок, просмотр интернет страниц и для простых игр. Для того, чтобы играть в более мощные игры с тяжелой графикой лучше всего воспользоваться отдельной, мощной видеокартой.

Оперативная память (ОЗУ, оперативка). ОЗУ — оперативное запоминающее устройство.

Из названия уже ясно, что данное устройство предназначено для временного хранения информации. Эта информация передается в ЦП для обработки. Информация в оперативной памяти хранится до тех пор, пока запущена программа. Если программа закрывается, то данные тоже удаляются. Скорость передачи информации из оперативной памяти процессору и обратно в разы быстрее, чем та же самая работа с жестким диском. Чем больше объем памяти ОЗУ тем лучше.

Источник



Внешние устройства компьютера

Внешние устройства (периферия) – представляют собой, совокупность дополнительных устройств персонального компьютера расширяющих его функционал. Периферийные устройства можно, условно, разделить на две основные группы исходя из их назначения: устройства ввода и устройства вывода.

Так к устройствам ввода относятся:

  • клавиатура – основное назначение которой ввод алфавитно-цифровой информации;
  • мышь – применяемая в качестве интерфейса управления операционной системой; – позволяющий вводить в компьютер, как рисунки, так и текстовую информацию; – облегчающие управление игровым процессом; ;
  • сканер – для ввода любой текстово-графической информации;
  • веб-камера – способная создавать видеопоток;
  • микрофон – создающий аудиопоток.

А к устройствам вывода:

  • монитор – обеспечивающий визуальное представление информации;
  • принтер – для вывода данных на нецифровой носитель;
  • 3D-принтер – позволяет печатать объемные изделия;
  • плоттер – поддерживающий печать на больших форматах бумаги (аналог принтера); – для вывода визуальной информации на большом экране; ; .

Естественно, существуют и универсальные устройства, совмещающие в себе ввод и вывод информации, например, МФУ, гарнитура (наушники оснащенные микрофоном) или шлем виртуальной реальности.

Источник

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера

Презентация к уроку "Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера". Подготовлена для студентов среднего профессионального образования специальностей "Пекарь", "Продавец, контролер-кассир", "Оператор процессов колбасного производства".

Содержимое разработки

ГПОУ Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера Самойленко Наталья Сергеевна г. Кемерово, 2016

ГПОУ Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера

Самойленко Наталья Сергеевна

г. Кемерово, 2016

Информационные процессы Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами. Основные информационные процессы:

  • Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.
  • Основные информационные процессы:
  • Поиск информации — это извлечение хранимой информации. Методы поиска информации:
  • непосредственное наблюдение;общение со специалистами по интересующему вас вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр видео, телепрограмм; прослушивание радиопередач, аудиокассет; работа в библиотеках и архивах; запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; другие методы.
  • непосредственное наблюдение;
  • общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
  • чтение соответствующей литературы;
  • просмотр видео, телепрограмм;
  • прослушивание радиопередач, аудиокассет;
  • работа в библиотеках и архивах;
  • запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
  • другие методы.

2. Сбор и хранение

  • Сбор информации — это деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте.
  • Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем — аппаратно.

Хранение информации

  • это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом).
  • ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.

Цифровые носители информации

ленты, диски, карты

Флэш – память, USB флэш-диски

Хранение информации: С хранением информации связаны следующие понятия: носитель информации (память), внутренняя память, внешняя память, хранилище информации.

Хранение информации:

  • С хранением информации связаны следующие понятия: носитель информации (память), внутренняя память, внешняя память, хранилище информации.

Носитель информации

  • – это физическая среда, непосредственно хранящая информацию.
  • Память человека можно назвать оперативной памятью. Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно.
  • Собственную память мы еще можем назвать внутренней памятью, поскольку ее носитель – мозг – находится внутри нас.
  • Все прочие виды носителей информации можно назвать внешними (по отношению к человеку): дерево, папирус, бумага и т.д.
  • Хранилище информации — это определенным образом организованная информация на внешних носителях, предназначенная для длительного хранения и постоянного использования (например, архивы документов, библиотеки, картотеки).

Компьютерные хранилища

Базы данных

Система управления базами данных Access, …

Информационно-поисковые системы

Электронные энциклопедии

Википедия, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, …

Основные свойства хранилища информации: объем хранимой информации, надежность хранения, время доступа (т.е. время поиска нужных сведений), наличие защиты информации.

Основные свойства хранилища информации:

  • объем хранимой информации,
  • надежность хранения,
  • время доступа (т.е. время поиска нужных сведений),
  • наличие защиты информации.
  • Информационная система — это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации.
  • Наличие таких процедур — главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов.
  • В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает.
  • Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача информации. В результате обмена информацией между источником устанавливается своеобразный информационный баланс, при котором в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник.

Передача информации:

  • Источник и приемник информации.
  • Информационные каналы.
  • Роль органов чувств в процессе восприятия информации человеком.
  • Структура технических систем связи.
  • Что такое кодирование и декодирование.
  • Скорость передачи информации и пропускная способность канала.

Схема передачи информации:

  • Обмен информацией производится с помощью сигналов, являющихся материальным носителем.
  • Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определенными свойствами и способностями. если объект относится к неживой природе, то он вырабатывает сигналы, непосредственно отражающие его свойства.
  • Между источником и приемником информации действует канал передачи информации — канал связи.
  • Канал связи — совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.
  • Кодирующее устройство — устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.
  • Декодирующее устройство — устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.
  • В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию.
  • Существует наука, разрабатывающая способы защиты информации — криптология.
  • Каналы передачи сообщений характеризуются пропускной способностью и помехозащищенностью.
  • Каналы передачи данных делятся на симплексные (с передачей информации только в одну сторону (телевидение)) и дуплексные (по которым возможно передавать информацию в оба направления (телефон, телеграф)).
  • канала определяется максимальным количеством символов, передаваемых ему в отсутствии помех. Эта характеристика зависит от физических свойств канала.
  • Для повышения помехозащищенности канала используются специальные методы передачи сообщений, уменьшающие влияние шумов.
  • Например, вводят лишние символы. Эти символы не несут действительного содержания, но используются для контроля правильности сообщения при получении.

4. Обработка

  • Обработка информации — преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Вид информации

(по способу представления)

Прикладная программа

Текстовый процессор WORD, …

Табличный процессор Excel, …

Графическая

Растровый графический редактор PAINT, …

Обработка информации: Общая схема процесса обработки информации. Постановка задачи обработки. Исполнитель обработки. Алгоритм обработки Типовые задачи обработки информации.

Обработка информации:

  • Общая схема процесса обработки информации.
  • Постановка задачи обработки.
  • Исполнитель обработки.
  • Алгоритм обработки
  • Типовые задачи обработки информации.

Схема обработки информации:

  • В процессе обработки информации решается некоторая информационная задача, которая предварительно может быть поставлена в традиционной форме:
  • дан некоторый набор исходных данных, требуется получить некоторые результаты.
  • Сам процесс перехода от исходных данных к результату и есть процесс обработки. Объект или субъект, осуществляющий обработку, называют исполнителем обработки.
  • Для успешного выполнения обработки информации исполнителю (человеку или устройству) должен быть известен алгоритм обработки, т.е. последова­тельность действий, которую нужно выполнить, чтобы достичь нужного результата.
Читайте также:  Компьютер рассказ для детей

Примеры обработки информации

Определение времени полета рейса «Москва-Ялта»

Время вылета из Москвы и время прилета в Ялту

Отгадывание слова в игре «Поле чудес»

Количество букв в слове и тема

Получение секретных сведений

Постановка диагноза болезни

Шифровка от резидента

Жалобы пациента + результаты анализов

Формально не определено

Свое в каждом конкретном случае

Знание + опыт врача

два типа обработки информации Первый тип обработки : обработка, связанная с получением новой информации, нового содержания знаний (решение математических задач, анализ ситуации и др.). Второй тип обработки : обработка, связанная с изменением фор­мы, но не изменяющая содержания (например, перевод текста с одного языка на другой).

два типа обработки информации

  • Первый тип обработки :
  • обработка, связанная с получением новой информации, нового содержания знаний (решение математических задач, анализ ситуации и др.).
  • Второй тип обработки :
  • обработка, связанная с изменением фор­мы, но не изменяющая содержания (например, перевод текста с одного языка на другой).
  • Обработка информации по принципу«черного ящика» процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.
  • «Черный ящик» — это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.

5.Использование

  • Информация используется при принятии решений.
  •  Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение.
  •  Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими.
  •  Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.

Компьютерная грамотность предполагает:

  •  знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;
  •  Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;
  •  умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная культура пользователя включает в себя:

  •  понимание закономерностей информационных процессов;
  •  знание основ компьютерной грамотности;
  •  технические навыки взаимодействия с компьютером;
  •  эффективное применение компьютера как инструмента;
  •  привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями;
  •  применение полученной информации в практической деятельности.
  • Защитой информации называется предотвращение:
  • доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ);
  •  непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации. Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.
  • После решения задачи обработки информации результат должен быть выдан конечным пользователям в требуемом виде. Эта операция реализуется в ходе решения задачи выдачи информации .Выдача информации , как правило, производится с помощью внешних устройств ЭВМ в виде текстов, таблиц, графиков и пр.
  • Информационная техника представляет собой материальную основу информационной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.

-75%

Источник

Урок 4. Информационные процессы

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Решение практически любой задачи начинается со сбора информации.

Обработка информации – это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Сохранить информацию – значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Передача информации осуществляется по схеме: источник информации – кодирующее устройство – канал связи – декодирующее устройство – приёмник информации.

Основная литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.

Дополнительная литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. Понятие информационного процесса.

Последовательная смена состояний (изменение) в развитии чего-либо называется процессом.

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Можно выделить следующие основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

Рассматривая карту местности, читая афишу, просматривая телепередачу, измеряя температуру воздуха, делая новые записи в календаре погоды или в телефонной книге, мы собираем и сохраняем информацию. Пытаясь решить возникшую проблему, выполнить домашнее задание, ответить на вопрос, мы всегда обрабатываем известную информацию. Отправляем ли мы письмо, SМS-сообщение или разговариваем по телефону – мы передаём и получаем информацию.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Рассмотрим информационные процессы более подробно.

2. Сбор информации.

Решение практически любой задачи начинается со сбора информации. Например, для того чтобы знать, какие телефильмы вы сможете посмотреть во время каникул, вам нужно собрать соответствующую информацию из программ телеканалов. Чтобы подготовить сообщение о достопримечательностях родного края, вам нужно расспросить взрослых, посетить краеведческий музей, изучить справочную литературу. Чтобы выбрать книгу в подарок другу, нужно знать, чем он интересуется, и какие книги у него уже есть.

Особая ценность собранной информации состоит в том, что она может служить источником новых знаний об окружающем нас мире.

Можно привести примеры сбора информации, предполагающие использование различных измерительных устройств. Так, задача составления прогноза погоды предполагает сбор на метеорологических станциях информации о температуре, осадках, атмосферном давлении, влажности воздуха, скорости и направлении ветра.

Многие, интересующие специалистов процессы, протекают очень быстро и могут быть сопряжены с опасностью для жизни. Например, такие ситуации могут возникнуть при сборе информации об аэродинамических характеристиках при разработке новой модели автомобиля, о его возможных повреждениях при столкновении с препятствием и т. д. В подобных случаях для сбора информации используются сложные автоматизированные измерительные комплексы.

3. Обработка информации.

Информацию об окружающем мире, собранную непосредственно через органы чувств или с помощью измерительных приборов, человек должен своевременно обрабатывать. Например, при переходе улицы, следует очень быстро обрабатывать информацию о сигналах светофора, о движении автомашин и др. Значительно большие информационные потоки должен обрабатывать специалист, обслуживающий пульт управления электростанции или другой сложной технической системы.

Когда пешеход переходит улицу, ученик отвечает на вопрос по истории, решает геометрическую задачу или переводит текст с русского языка наиностранный, а пилот принимает решение о наборе высоты или изменении скорости полёта, все они обрабатывают входную (поступившую) информацию. Из этой информации после её обработки получается выходная информация.

Обработка информации – это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Можно выделить два типа обработки информации:

  1. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  2. обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая её содержания.

К первому типу обработки информации относятся: преобразование по правилам (в том числе вычисления по формулам), исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщение и др.

Задача. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:

  1. победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
  2. Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
  3. Саша всегда побаивался физики;
  4. Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
  5. Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
  6. Аня сожалеет о том, что у неё остаётся мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят? Решение. Задачи такого типа решаются с помощью логических рассуждений, которые удобно фиксировать в таблице. Ниже представлена таблица, в которой отражена информация о победителях олимпиад, содержащаяся в условии задачи. Например, из п. 1 можно сделать вывод, что ни Аня, ни Саша не являются победителями олимпиады по информатике. Это отражено в таблице знаками «‑› в ячейках на пересечении строк и столбцов с соответствующими именами школьников и названиями олимпиад.

Читайте также:  Полиграфический центр Scanmasters печать документов по доступным ценам

Имеющейся в таблице информации достаточно, чтобы сделать вывод о том, что победителем олимпиады по информатике стал Миша. Отметим это знаком «+» в соответствующей ячейке. Так как каждый из ребят стал победителем одной олимпиады, то Миша не может быть победителем олимпиад по физике, математике, литературе и географии. Отразим это знаками «‑» в соответствующих ячейках.

Продолжив рассуждения, получим:

Ответ: Аня – победитель олимпиады по математике, Саша – по географии, Лена – по физике, Вася – по литературе, Миша – по информатике.

Ко второму типу обработки информации можно отнести:

  • структурирование – организацию информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое;
  • кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информации;
  • отбор информации, требуемой для решения некоторой задачи, из информационного массива.

Большая часть информации в школьных учебниках представлена в форме текста на естественном языке. Представить изучаемый материал в общих, главных чертах, структурировать его, показав связи между отдельными частями, позволяют графические схемы. Одной из разновидностей таких графических схем является граф. Граф состоит из вершин, связанных линиями. Вершины графа могут изображаться кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. Линии, связывающие вершины, могут быть направленными (со стрелкой) или ненаправленными (без стрелки). В первом случае их называют дугами, во втором – рёбрами.

Например, типы обработки информации можно представить с помощью графа, изображённого на рис. 1.

Главным помощником человека в обработке больших информационных потоков является компьютер. Например, учёному трудно анализировать результаты измерений – десятки и сотни тысяч чисел, собранных с помощью некоторых автоматических устройств. Для получения информации о свойствах изучаемых объектов результаты измерений должны быть интерпретированы. Компьютеры позволяют, на основании результатов измерений, построить диаграммы и графики, дающие наглядное представление о соотношениях величин и зависимостях свойств в изучаемых предметах, процессах, явлениях.

На уроках информатики вы познакомитесь с возможностями компьютеров в обработке информации разных видов.

4. Хранение информации

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. История человечества знает разные способы хранения информации. Это и рисунки на стенах пещер, и глиняные таблички с клинописью, и рукописи на папирусе, и тексты на пергаменте, и берестяные грамоты, и всевозможные документы на бумаге. С помощью диктофона можно записать разговор людей или пение птиц, с помощью фотоаппарата или видеокамеры – сохранить изображение.

Хранение информации всегда связано с её носителем – материальным объектом, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.

Сохранить информацию – значит, тем или иным способом: зафиксировать её на некотором носителе.

Основным носителем информации на протяжении нескольких столетий остаётся бумага, что связано с такими её свойствами, как: относительная дешевизна изготовления; прочность и долговечность; удобство нанесения знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

В наши дни широкое распространение получили электронные носители информации – магнитные диски, оптические диски, флешкарты и другие. Информация, хранящаяся на электронных носителях, может быть воспроизведена и обработана с помощью компьютера.

Важным хранилищем информации для человека является его память. Действительно, каждый человек определённую информацию хранит «в уме». Мы помним свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В нашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Но так уж устроен человек, что если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Избежать потерь информации нам помогают записные книжки, справочники, энциклопедии и другие долговременные носители информации.

Хранилищами информации для человечества являются библиотеки, архивы, патентные бюро, картинные галереи и музеи, видеотеки и фонотеки. Гигантским хранилищем информации является компьютерная сеть Интернет.

5. Передача информации.

Мы постоянно участвуем в процессе передачи информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют рекламные объявления, отправляют письма, пишут SMS. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону и общении в компьютерной сети Интернет.

Рассмотрим процесс передачи информации более подробно (рис. 2):

  1. информация от источника поступает в кодирующее устройство;
  2. в кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи;
  3. закодированная информация поступает от источника к приёмнику (получателю) по соответствующему каналу передачи информации – каналу связи;
  4. приёмник содержит декодирующее устройство; в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.

Информацию можно передать от источника к приёмнику по каналу связи.

В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи.

Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети. С их помощью можно передавать любую информацию (текст, числа, звук, изображение).

6. Информационные процессы в живой природе и технике

Информационные процессы – необходимое условие жизнедеятельности любого организма. Приведём несколько примеров информационных процессов в живой природе:

  • цветки и соцветия некоторых растений в течение дня поворачиваются вслед за солнцем;
  • пчёлы танцем передают сородичам информацию об источниках корма;
  • многие дикие животные пахучими метками дают знать чужакам, что эта территория уже занята;
  • трели соловья служат для привлечения самки; домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых; животные в цирке выполняют команды дрессировщиков.

Информационные процессы характерны и для технических устройств. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы. Программно управляемые станки работают, руководствуясь заложенной в них информацией – программой их работы; автопилот управляет самолётом в соответствии с заложенной в него программой ит. д.

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Решение практически любой задачи начинается со сбора информации.

Обработка информации – это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Сохранить информацию – значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Передача информации осуществляется по схеме: источник информации – кодирующее устройство – канал связи – декодирующее устройство – приёмник информации.

Разбор решения заданий тренировочного модуля.

№1. Установите соответствие.

Просмотр фильма о жизни животных

Измерение температуры воздуха каждые три часа

Съемка фильма о жизни класса

Перевод текста с французского языка на русский язык

Решение. Просмотр фильма о жизни животных‑ это обработка информации, так как мы получаем информацию извне и усваиваем её.

Измерение температуры воздуха каждые три часа‑ это сбор информации, так как мы собираем данные о температуре.

Съёмка фильма о жизни класса‑ это сбор информации, так как мы осуществляем запись на носитель.

Перевод текста с французского языка на русский язык‑это обработка информации, так как мы читаем текст и переводим его на другой язык.

Просмотр фильма о животных

Измерение температуры воздуха каждые три часа

Съёмка фильма о жизни класса

Перевод текста с французского языка на русский язык

№2. Укажите «лишний» объект с точки зрения письменности:

Варианты ответов:

б) английский язык;

в) китайский язык;

г) французский язык.

Решение: в русском, английском и французском языках используются буквы, в китайском языке‑ иероглифы. Значит, «лишним» объектом является китайский язык.

Источник